Автомобильная областная газета АВТОСЕРВИС 52
Каталог
Очистка инжекторов.
Жидкость или ультразвук?


Из практики мне известно, что клиенты, автомобилям которых необходим ремонт или ТО системы питания двигателя, в частности чистка инжектора, часто задаются вопросом – «Каким образом правильно и лучше очистить инжектор, жидкостью или ультразвуком?» Иногда приходится сталкиваться с категоричными мнениями – очистка ультразвуком (жидкостью) не имеет преимуществ или наоборот – чистить надо только ультразвуком (жидкостью). Формат статьи позволяет дать полный (развернутый) ответ на эти и другие вопросы по этой теме.

Причины засорения форсунок
Со времен существования в авто карбюраторных двигателей,совсем недавноимевшим преимущественное распространение, автолюбителям со стажем и тем более профессионалам хорошо известны причины засорения системы питания двигателей. На первый взгляд, не существует не чего нового в причинах засорения топливной системы двигателей и нового поколения – инжекторных. Главные из них - некачественный бензин, «плохая» очистка воздуха, и в любом случаи постепенное образование смолистых (углеводородистых) отложений с пробегом. Все верно. Но новые системы впрыска очень чувствительны к качеству бензина. В силу сравнительной простоты устройства карбюраторной системы питания она обладает таким техническим преимуществом, как минимально возможной чувствительностью к качеству бензина. Без особой разницы - этилированный или неэтилированный и даже низкосортный бензин не столь большая проблема для «всеядного» карбюратора. Попутно отмечу такой плюс, как относительная простота обслуживания карбюратора. Для некоторых автолюбителей не проблема самостоятельно (особенность прошлых времен «не простой жизни» автолюбителей) почистить карбюратор, не говоря о чистке в условиях автосервиса. Совсем иная ситуация сложилась с эксплуатацией и техническим обслуживанием двигателей нового поколения, оборудованных системами: моно-впрыска (одноточечный, SPI), распределенного (многоточечный, MPI) или непосредственного (GDI) впрыска топлива. Их основные преимущества — меньший расход топлива, нет проблем с холодным стартом, отсутствие необходимости в частой регулировке. Но есть и минусы. Еще до их широкого распространения выяснилось, эти системы более требовательны к качеству бензина. В данных системах форсунок много, а их жиклеры имеют гораздо меньший диаметр в отличие от жиклеров карбюратора, что является причиной их ускоренного засорения. Проблему засорения мелкими механическими частицами предельно малых проходных сечений каналов форсунок эффективно решили при помощи сменных, более тонких по степени очистки фильтров. Но самые эффективные фильтры не могут качественно изменить бензин. Сера и тяжелые фракции без проблем преодолевают топливные фильтры. А так как форсунки располагаются в верхней части двигателя, в зоне самых высоких температур, то под их воздействием в тонких каналах происходит образование смолистых отложений. Кратко, но более интенсивно, этот процесс протекает, когда двигатель остановлен и наблюдается кратковременный перегрев корпуса инжектора. Каналы форсунок в это время не охлаждаются бензином, как это происходит в рабочем режиме. Очевидно, что в любом режиме этот процесс протекает тем активнее, чем ниже качество бензина. Смолистые отложения постепенно, но неотвратимо, уменьшают проходные сечения каналов вплоть до их полного перекрытия. И если первоначально меняется только качество распыления топлива - изменяются направление и форма факела распыла, то поздней, с ростом отложений, падает и количество впрыскиваемого бензина. Потеря мощности и приемистости, неустойчивая работа в режиме холостого хода, повышенный расход топлива, плохой запуск двигателя (особенно в условиях «крепких морозов») – одни из ярких признаков последствий смолистых отложений в каналах форсунок инжекторов. Важное примечание: указанные косвенные признаки могут являться проявлением и других неисправностей двигателя. О диагностике будет сказано ниже. Отмечу, что собственными силами с очисткой форсунок инжектора автолюбителю не справиться – привести в порядок, вне условий автосервиса такую систему нереальное дело.

Периодичность чистки системы впрыска
Общая и личная практика позволяет мне утверждать - при работе на отечественном топливе инжекторы нуждаются в очистке через 20 - 30 тысяч км пробега автомобиля. Или примерно через два года эксплуатации. Замечу, что не пробег, не сроки не показатели. Точно назвать сроки и (или) пробег трудно, поскольку все зависит не только от условий и района эксплуатации, но и от случайных факторов, например: сбои в электронной системе управления двигателем (сбои рабочих режимов систем питания или зажигания). Надо помнить о том, что засорение системы питания может произойти в короткий срок, если приходилось заправляться низкокачественным бензином. Заправляя автомобиль на проверенной, внушающей доверие АЗС (сети АЗС) можно благополучно проездить несколько лет, и так же возможно в любой момент, довершившись случайной заправке, «попасть» на суррогат. Кроме того, у нас в стране пока одновременно действуют два стандарта на бензин. Не стоит думать, что речь идет о стандартах на этилированные и неэтилированные бензины. Старый ГОСТ 2084-77 – «менее строгий» и конечно не соответствует современным требованиям к качеству бензинов допустимых для инжекторов. Он описывает требования к качеству как неэтилированных, так и этилированных бензинов. Новый ГОСТ Р 51105-99 - близок к аналогичным требованиям европейских стандартов по качеству бензинов. Новый ГОСТ распространяется только на производство неэтилированного бензина. В результате действия двух стандартов и соответственно производства и распространения двух разных по качеству бензинов автомобилист никогда не знает, какому стандарту качества соответствует топливо, котором он заправляет свое авто. Особенно актуальна эта проблема, для тех выезжает по долгу службы или во время отпуска за приделы «родных мест» - остается верить, что на этой «по пути» АЗС такое же хорошее топливо, как на тех же «проверенных» заправках дома.

Способы очистки форсунок
Способов очистки форсунок два: жидкостный (химический) - и ультразвуковой. Все они имеет несколько вариаций (методик). Больше всего различных методик на основе жидкостного способа. Жидкостный (или химический) назван так потому, что для очистки элементов системы питания используется специальная жидкость, получившая общее название - сольвент. Этот способ имеет две основных разновидности (схемы): «одноконтурный» и «двухконтурный», осуществляются без демонтажа инжектора. Ультразвуковой, предполагает разборку системы впрыска – снятие инжектора с двигателя. Процесс очистки форсунок производится в ванне специального стенда.

Комплексные очистители топливной системы
Среди жидкостных способов есть кажущийся простым, доступным, и потому рассматриваемый как вариант самостоятельной чистки инжектора. Он основан на подмесе прямо в топливо специальных растворителей (присадок). Порекомендовать его не могу и не только потому, что он не имеет никакого отношения к услугам автосервиса. И скажу больше – прошу не ставить экспериментов с топливными системами требующих очистки. Риск связан с механизм действия и основным достоинством такого способа – промывка всей топливной системы, от бензобака до форсунок. Как пишут в аннотациях к этим средствам автохимии: «препарат удаляет все виды грязей, со всех деталей топливной системы, начиная с бензобака и заканчивая камерой сгорания». Химические активные вещества (растворители) «комплексного очистителя» заливаемого в бак, растворяя отложения и грязь в нем, а так же в бензопроводе, топливном фильтре, провоцируют еще большее засорение тончайших каналов форсунок. Приводят к росту отложений в топливной рампе и регуляторе давления. Необходимо особо подчеркнуть назначение этих средств автохимии - они являются профилактическими . Как указывается изготовителями в аннотациях к ним: «процедуру очистки проводить каждые 2 тыс. км » или « рекомендуется для регулярного использования при каждой заправке автомобиля». Даже самые «мягкие» («безопасные») из этих препаратов по действию, рассчитаны на применение в изначально чистой бензомагистрали. Одним из плюсов этих препаратов преподносится возможность чистки форсунок без разборки системы. И хотя это общее свойство жидкостных (химических) способов очистки, этот плюс мнимый. Схема и механизм действия жидкостной очистки форсунок, применяемые на нашем (и любом другом) автосервисе, радикально отличаются от действия «комплексных очистителей».

Одноконтурная схема
Жидкостная очистка как одноконтурная, так и двухконтурная осуществляется с помощью специальной установки. Данная установка одна из лучших по надежности и функциональности. Благодаря большому количеству адаптеров входящих в ее комплект, мы можем подключить установку практически к любому автомобилю. Для промывки используем Промывка инжекторных систем LAVR ML-101 Injection System Purge 1,0л который по своим моющим способностям считается лучшим и не оказывает негативного влияния на другие узлы двигателя. Схема одноконтурной очистки форсунок выглядит так: чистящая жидкость под давлением подается на вход топливной рейки, а штатный бензонасос отключается. Величина давления выбирается ниже порога открытия регулятора установленного на топливной рейке, чтобы жидкость не попадал в топливный бак. Двигатель запускается и работает на этой жидкости 15- 20 минут и более, в зависимости от загрязненности форсунок. Чаще используются более сложный алгоритм: три цикла по 15 - 20 минут. Первый цикл - двигатель работает на жидкости; второй -двигатель остановлен: идет процесс «отмокания», и в третьем цикле двигатель снова работает.

Двухконтурная схема
По двухконтурной схеме задействуются не только подающая, но и возвратная бензомагистраль от рампы. Или другими словами – фактически полностью дублируется топливная система автомобиля. На первом этапе жидкость прокачивается только по топливной рампе, в это время форсунки закрыты и не задействованы, тем самым производится предварительная очистка рампы и регулятора давления. Далее, как правило очистка идет по описанному выше алгоритму в три цикла.

Очистка форсунок с помощью ультразвука
Демонтированные форсунки, которым по данным диагностики необходима чистка, помещается в ультразвуковую ванну стенда заполненную подогретой жидкостью (примерно 2,5+3,0л). Применяемая для этого специальная жидкость химически нейтральна - она не содержит какихлибо химических активных веществ. Промывка форсунок сопровождается приведением в действие управляющими импульсами с переменной частотой их электромагнитных клапанов, что повышает эффективность очистки. Для полной очистки выполнятся «обратная» промывка форсунок – жидкость через специальные переходники подается в обратном направлении. В результате остатки загрязнений полностью удаляются из форсунок. Затем их вновь диагностируют по всем параметрам (производительность, герметичность, факел распыла и т.д.). При необходимости процедура очистки и тестирования повторяется до тех пор, пока все параметры не войдут в норму. Собственно процедура очистки форсунок с помощью ультразвука происходит следующим образом. На дне ванны установлен ультразвуковой излучатель - он и является основным чистящим орудием. Эффект очистки достигается не за счет ультразвуковых вибраций жидкости как кажется, а за счет физического процесса, именуемого кавитацией. Это понятие раскрою подробнее, поскольку это ключ к пониманию эффективности очистки с помощью ультразвука. Кавитацией называется процесс образования в жидкости и последующего схлопывания газовых, точнее кавитационных пузырьков. Образование и разрыв пузырьков обычно связаны либо с местным понижением давления в жидкости, либо с прохождением мощной акустической волны. При разрыве кавитационного пузырька происходит акустический (гидравлический) удар, сопровождаемый локальным повышением давления, которое может достигать нескольких тысяч атмосфер. Эти микроскопические, но мощные удары и являются тем самым очищающим средством. Интенсивность кавитации зависит от сочетания двух факторов: мощности излучателя и температуры жидкости. Исследования показали, что наилучшие результаты очистки от загрязнений форсунок инжекторов достигаются при мощности генератора от 50 до 150 Вт и температуре жидкости в ванне около 60 градусов по С. Конечно, ультразвуковые стенды сконструированы с учетом всех этих особенностей.

Достоинства и недостатки методов очистки форсунок
Жидкостный (химический)

Низкая стоимость; простота и вследствие этого высокая надежность.Невысокая трудоемкость процесса промывки. Жидкостная очистка умеренно загрязненных форсунок эффективно справляется с поставленной задачей. Во время процедуры очистки форсунок одновременно с ними очищается другие узлы топливной системы: очищаются от нагара стенки камеры сгорания, днища поршней, стебли клапанов, по двухконтурной схеме более тщательной очистке подвергается топливная рейка, а очистка регулятора давления ее дополнительная положительная особенность.

Ультразвуковой


Высокая трудоемкость - необходимость снятия и установки форсунок. Система очистки инжекторов с помощью ультразвука всеми специалистами оценивается однозначно, как более продвинутая, дающая лучшие результаты. При ультразвуковом методе промываются только форсунки ( но некарамические-их нельзя промывать ультрозвуком). Он заключается в очистке загрязнений с форсунок, когда даже дырочка в сопловом отверстии не проглядывается. Это, как правило, присуще неухоженным машинам с большим пробегом. Таким инжекторам может помочь (и то уже далеко не всегда) только очистка в ультразвуковой установке. Но это процедура относится к дорогим, т.к. требует дорогостоящего оборудования (что не всем по карману) и требует разборки важных частей и механизмов двигателя (что не все сервисы могут грамотно осуществить). Таким образом, такая промывка больше актуальна для тех владельцев, которые не дорожат своими «железными конями» и не балуют их своевременным уходом и деваться им уже некуда. В профилактических же целях, промывка на ультразвуковой установке экономически не оправдана. Дополнительный плюс устранение различных неисправностей.

Выбирать, конечно же, Вам, автовладельцам.

Информация предоставлена автосервисом «ИнРусАвто»:
сервисным центром по обслуживанию инжекторов и ремонту двигателей.
г. Арзамас, ул. Калинина, 64
Тел.: 8-962-5-111-455
Автомобильная областная газета «АВТОСЕРВИС 52» © 2009-
Тел.: (831) 276-16-73, 419-10-40; e-mail: info@avtoservis52.info