Автомобильная областная газета АВТОСЕРВИС 52
Каталог
Как спасти блок цилиндров на грузовике?
Расточка блока цилиндров, проточка посадочных буртов гильз, устранение течи тосола из прокладки блоца цилиндров, восстановление посадочных мест под гильзы

Часть 1

Хорошо пока грузовик новый. Он ездит, возит грузы, двигатель ровно работает. Но проходит время и двигатель начинает требовать внимания. Головки блока цилиндров часто начинают потеть, потом из-под них появляются капельки масла. Это известная давнишняя болезнь, связанная с большим пробегом, перегревом или плохим уплотнением. Мы же сегодня начинаем рассказ про другую, менее изученную проблему. Картина немного иная: проходит время, а из-под головок появляются капельки, но не масла, а тосола! Первый раз это вызвало немалое удивление у нас. Были случаи, когда тосол уже хлестал из под головок, либо попадал в больших количествах в масло. Смешиваясь с ним, превращался в жуткую эмульсию, совершенно непригодную для смазки двигателя.

Замена прокладок головок блока не давала никакого эффекта. Прошлифовали плоскости головкам блока, тоже не получили эффекта. Стали думать, как же тосол может в таких количествах попадать в картер и даже хлестать изпод прокладок? Предположили, что где-то в блоке, как минимум, должна быть просто огромная дыра, или даже несколько, но где?

Заменили уплотнение передней крышки двигателя, включая все сальники. Плюс заменили помпу. Эффекта так и не было!

Сняли двигатель с грузовика и полностью разобрали его. Даже вынули поршни и гильзы. Наметанный глаз моториста заметил скол и неровности на поверхности посадочных буртов блока цилиндров, на которые опираются гильзы. Точные измерения показали, что мы нашли-таки проблему!

Поверхность посадочных буртов гильз приобрела со временем эксплуатации форму «бабочки», да еще со сколами на «крыльях»! Значит, гильза не могла четко сидеть в блоке, тем более нельзя было говорить ни про какую герметичность данного соединения.

Как же восстановить поверхность этого бурта в первый раз - не знал никто. Что мы только не пробовали: Сначала ремонтировали скол холодной сваркой. Реклама утверждала, что все приклеится намертво, и мы забудем про проблемы негерметичности в двигателе. Потом мазали поясок разными герметиками. Позже уже подкладывали колечки под гильзы и прокладку. Эксперименти-ровали с отжигом меди для этих колечек. В заключении даже пробовали лудить бурты оловом. Ничто из вышеописанного так и не спасло ситуацию. Мы изрядно измучались ремонтом и стали изучать проблему с нуля и в корне.

Часть 2. Альтернатива

Итак проблема: по прошествии времени эксплуатации из-под головок блока цилиндров нашего грузовика стали появляться капельки тосола. Позже охлаждающая жидкость стала хлестать из-под двух из них и попадать в масло. Путем проб и ошибок была установлена истинная причина такой неисправности и необходимость восстановления геометрии этих самых буртов.
Двигатель нашего грузовика не рядный, а V-образный, 6-ти цилиндровый. Полностью разобрав и отмыв блок его цилиндров, мы стали обращаться на заводы за помощью в обработке посадочных буртов гильз. Оказалось, что для проведения такого класса работ потребуется большой координатно-растачной станок. Малого и среднего класса станков недостаточно, т.к. для обработки посадочных буртов гильз V-образный блок цилиндров придется поворачивать на столе станка до совпадения плоскости буртов с плоскостью горизонта! Такие станки встречаются нечасто и есть не в каждом городе потому, что по габаритам станок больше всего напоминает дом, а точность обязан выдавать очень высокую. Допуска на обработку измеряются в сотых долях миллиметра.
Мы записались в очередь и долго стояли в ней. Когда же она подошла нас ждала еще целая череда проблем, связанных с его перевозкой и погрузкой-выгрузкой, т.к. деталь не из самых легких. С помощью электроталей мы таки погрузили блок цилиндров в Газельку. По пути на завод нас остановил сотрудник ДПС и еще полдня пришлось доказывать, что это наш блок, от нашего мотора, с нашего грузовика. Простая перевозка номерной детали и та оказалась задачей не из легких! Всю дорогу и время, проведенное в очереди, мы думали только об одном: неужели никто и нигде не придумал инструмент, который бы мог освободить нас от всех этих проблем? Ведь наверняка задача достаточно типовая. И как решать такую задачу в обычном городе, где нет серьезных заводов и станков? К тому же полная разборка двигателя потребовала много времени и замены всех уплотнений. Мы уже были согласны на все.
Оказывается, мы мыслили типовыми штампами из советского института. Мы искали завод, станок и специалиста, который выполнит обработку нашей детали. Заграницей для обработки таких огромных деталей давно появились технологии, которые позволяют оставить деталь на месте и даже не снимать ее с грузовика, а работы проводить прямо на месте ремонта.

Для этого Швейцарцы сделали мини-станок, который использует блок цилиндров вашего двигателя, как временную станину, просто примагничиваясь к ней. Тем самым экономятся деньги на перевозке громоздкой детали на завод и ее разборке-сборке.

В следующий раз мы обязательно расскажем об этом чудо станке, который появился у нас позже! В этот раз лишь раскроем секрет, что изрядно измучавшись, мы зареклись никогда не связываться с полной разборкой двигателя и перевозкой номерных деталей! Решили обращаться на заводы только в случае невозможности ремонта двигателя на месте портативным инструментом по передовым технологиями!

Глава 3. Чудо-инструмент

Напомним Картину, описанную в  прошлых номерах: По прошествии времени эксплуатации из-под головок блока цилиндров нашего грузовика стали появляться капельки, тосола! Позже охлаждающая жидкость хлестала, из- под 2-х из них и попадала в масло! Путем проб и ошибок была установлена истинная причина такой неисправности: Необходимость восстановления геометрии посадочных буртов гильз в блоке цилиндров двигателя и сложность их обработки традиционными методами.

Мы обратились за помощью на заводы, долго стояли в очереди, потом испытали сложности в перевозке тяжелого и громоздкого блока цилиндров нашего грузовика. Зареклись никогда не связываться с полной разборкой двигателя и перевозкой номерных деталей! Решили обращаться на заводы только в случае невозможности ремонта двигателя на месте портативным инструментом по передовым технологиями! Закончили тем, что  Заграницей для обработки таких огромных деталей появились технологии, которые позволяют оставить блок цилиндров на месте и даже не снимать его с грузовика, а работы проводить прямо на месте ремонта.

Заграницей – это было широко сказано. Ни американцы, ни немцы не производят такой инструмент! Лишь Швейцарцам, асам тонкой механики, создавшим известные часы, удалось сконструировать и воплотить в металле ручной, портативный станочек для этих целей. Он убирается в маленьком чемоданчике, а заменяет целый завод, вернее расточной участок. Защищен от подделок несколькими патентами. Обладает прецизионной точностью. Позволяет «ловить» сотые доли мм. при обработке даже слепому! Как же он устроен и работает?

В его основании лежит компактный мощнейший электромагнит, работающий от обычной розетки в 220V. Конструкция этого магнита защищена одним из патентов машины. Свойство - намертво прилипать к чугуну, который, как известно, не очень-то магнититься, и позволяет использовать сам блок цилиндров двигателя в качестве временной станины при обработке. Электромагнит при нажатии на спец.кнопку может работать и в режиме антимагнита. Это позволяет снимать станочек с блока, когда работы закончены.

На корпусе магнита установлен суппорт с микролифтом, которые осуществляют вертикальную и горизонтальную подачу резца с точностью в 0.01мм. Конструкция суппорта, микролифта и резцов тоже защищены патентами. Дело в том, что зубья для горизонтальной подачи выполнены прямо на резцах! В наших станках эту роль выполняет шестерня продольной подачи суппорта. Микролифт похож на наши микрометры, но много крупнее и точнее. Ошибиться в 0.01мм. практически невозможно.

Станочек комплектуется целой серией уникальных резцов. Различаются они не только по диаметру обрабатываемых поверхностей, но и фасонностью. Служат для обработки основной и вспомогательных фасок буртика, который имеет сложную геометрическую конфигурацию на многих импортных двигателях грузовиков. Хвостовики резцов тоже используются. В них установлены центрирующее колесики. Они то и позволяет выставить машину точно по центру обрабатываемой поверхности в начальный момент и лишь после этого примагнититься к блоку цилиндров грузовика, как было сказано выше намертво.

Однако сложнейшая конструкция станочка, защищенная аж несколькими патентами, как писалось выше, позволяет очень просто, быстро проводить точнейшую обработку посадочных буртов прямо на месте, на неснятом с грузовика двигателе! Как говорится: Тяжело в учении, легко в бою! Только головки блока цилиндров все-таки придется снять, а плоскость блока идеально очистить.

Станочек сначала центрируется по оси обрабатываемой гильзы, потом примагничивается к блоку и начинается обработка. Технология позволяет идеально выровнять плоскость посадочного бурта (пройти начисто), убрать бабочку, углубить бурт на необходимую величину. Если необходимо, то возможно проточить бурт в любой из ремонтных размеров с точностью до 0.01мм. В таком случае позднее устанавливаются ремонтные колечки. При необходимости разные цилиндры можно обработать в разные ремонтные размеры. Наиболее пострадавшие из цилиндров возможно комплектовать даже «бутербродом» из ремонтных колец.

В следующих номерах мы подробнее расскажем о применении этого чудо станка в ремонте двигателей грузовозов МАН, Мерседес, Скания, наших Пазиков, Бычков и МАЗов. Обработка каждого из двигателей имеет свою специфику  и ярко выраженные особенности. Одной статьей обо всем не рассказать.


По всем вопросам обращайтесь:
Мобильный техцентр Осанова

г. Нижний Новгород
Тел.: 8-908-752-40-51

Автомобильная областная газета «АВТОСЕРВИС 52» © 2009-
Тел.: (831) 276-16-73, 419-10-40; e-mail: info@avtoservis52.info